Dark Souls 2 Lore. Часть IV: Изумрудная Вестница

emhe

Очередное видео Vaati, посвященное DLC, натолкнуло меня на то, чтобы проанализировать личность и мотивы одного из главного персонажей DS2 – Изумрудной Вестницы, также известной как Шаналотта. Помимо того, что она является своеобразным отражением Maiden In Black из Demon’s Souls, с ней связан огромный пласт lore, на который можно взглянуть под чуть другим углом в свете дополнений (вышедшего и будущих). Далее, очевидно, спойлеры. В определенный момент то, о чем можно говорить с уверенностью, превратится в чистое теоретизирование, которое может тоже оказаться спойлерным — этот момент выделен в тексте. Разумеется, все нижеизложенное не претендует на истину в последней инстанции.

В самом конце весьма объемного поста есть TL,DR.

Заглавный арт взят здесь

Итак, что нам известно о Той-Кто-Всегда-Будет-На-Нашей-Стороне-Пока-Надежда-Еще-Не-Исчезла?

Обратимся, сначала, к гайду по игре.

«Прекрасная и удивительно таинственная юная девушка, нежный образ которой пропитан глубокой печалью. Известная в Дранглейке как ласковый и самоотверженный пастырь проклятых, она следит за Дальним Огнем в Маджуле, являясь единственным активным Хранителем Костров. В этой роли она предлагает поддержку и совет всем, кто приходит к ней за этим, направляя проклятую Нежить туда, куда та стремится попасть. Ее загадочные силы позволяют ей усилить драгоценные фляги с Эстусом и укрепить человеческую плоть силой душ».

С ее собственных слов мы знаем, что она ожидает нового Монарха, который сумеет разжечь Первородное пламя заново и продлить очередную Эру Огня. Она обещает всегда оставаться на нашей стороне – до тех пор, пока остается хоть какая-то надежда. Также от нее мы узнаем первые основополагающие направления – к обладателям четырех Великих душ, и к королю Вендрику после этого. Наконец, прямо перед финальным поединком с Нашандрой, она рассказывает о себе:

«Мой путь уже завершен. Меня зовут Шаналотта. Это имя дал мне дракон, ибо я родилась, не имея его. Я была рождена драконами, создана людьми. Теми, кто пытался укротить судьбу… они создали меня. Но у них ничего не вышло. Я получилась не такой, как была задумана. Судьбу не победить, и люди вновь были прокляты».

Тезисно – что бы это могло значить:

  • Шаналотта – плод экспериментов Алдии и Вендрика, пытавшихся создать существо, способное поддерживать вечно горящим Первородное пламя и не допустить наступления новой Эры Тьмы;
  • Древний дракон, будь он реально существовавшим с незапамятных времен Древним драконом или созданным Алдией, принимал участие в ее сотворении и дал ей имя (согласно некоторым теориям, ее гетерохромия определяется именно этим, однако об этом ниже);
  • эксперимент не удался, и ультимативной Хранительницы Костра из нее не получилось, но она, не имея других целей, стала искать среди Нежити тех, кто мог бы разжечь Первородное пламя заново.

Согласно моей «шахматной» теории, Шаналотта в DS2 является аналогом Фрампта из DS1 – т.е., единственное, что ее интересует – чтобы Первородное пламя разгорелось, а кто именно его разожжет – в целом, не так уж и важно. Все представители Нежити для нее, фактически, лишь средство достижения цели, однако она действительно стремится им помочь, даруя новые силы и поддерживая надежду. То есть, можно смело считать ее очень заботливым манипулятором, что уже не выглядит такой однозначной ролью.

Популярной теорией, в том числе поддерживаемой и VaatiVidya, и EpicNameBro (который, благодаря своим связям с FromSoft, является главным гуру по lore серии), является то, что Шаналотта – это та самая жутковатая старуха из вступительного CGI, которая рассказываем нам про Дранглейк, и о которой с сарказмом отзываются три Хранительницы Костров в Междумирье. В целом, нет основательных поводов этому не верить, аргументы можно найти как «за», так и «против», а ENB так вообще об этом говорит просто между делом. Хотя лично мне не очень нравится идея о том, что именно Вестница является последней, сбежавшей из Хранительниц.

Одним из основных аргументов в пользу того, что рассказчица из интро и есть Шаналотта, является ее слова в Гнезде драконов – она говорит, что «мое воплощение привело тебя сюда» («It’s my own manifestation that led you here»). И вот здесь следует упомянуть об еще одной детали.

На форумах Fextralife есть очень интересный тред, посвященный трудностям перевода – автор публикует прямые переводы из оригинальной японской версии игры, и некоторые моменты оттуда заставляют по-новому взглянуть на ряд деталей. В частности, процитированная выше фраза им переведена следующим образом: You who have been guided to this land by another part of me” со сноской:

«The word bunshin she uses here has several meaning. It can mean «a part of me» (as in an apparition) but also in the theatrical language that DkS likes to use «my child» (so it might be a part of the plot that relates back to the child-version of her that was mentioned in the credits)»

Проблема в том, что «детская» версия Шаналотты нам именно в Гнезде драконов и встречается: достаточно сравнить ее голос в Маджуле и там. В этом видео четко слышно, что фразы, произнесенные в Гнезде, говорит другой, более молодой и высокий голос – а в титрах к игре указаны две актрисы на ее роль. В игре не используется визуальный концепт ее детского образа, но из этого не следует, что голос «молодой Шаналотты» из титров убрать просто забыли!

Я склоняюсь к мысли, что только в Гнезде нам истинная Шаналотта и встречается, а в Маджуле и других сюжетных точках мы имеем дело с ее образом, воплощением. Об этом и идет речь, когда она говорит, что «мое воплощение привело тебя сюда» — под «сюда» понимается Гнездо и Храм драконов, а не непосредственно Дранглейк. Если же подумать, каким образом это воплощение оказывается в ключевых точках (включая закрытую королевскую дверь перед Троном желания), то логичнее всего подумать, что все дело в том самом перышке. Оно вообще играет довольно-таки важную роль еще и потому что именно им она нас обмахивает при подъеме уровня. У перышка, кстати, в описании тоже можно заметить интересные различия в зависимости от перевода.

Английская версия:

«Дитя дракона, заточенное вдали от мира, представляло себе мир безграничных возможностей, просто глядя на это перо» [1]

Японо-английская версия:

«Дитя дракона, не узнавшее ничего, кроме жизни в заточении, сосредоточило всю свою волю к свободе в простом пере, попавшем к нему неизвестно откуда» [2]

Из второго описания у меня скорее складывается впечатление, что она сама его и наделила возможностью перемещения.

Из других заслуживающих внимания моментов следует отметить диалоги придворного мага Навлаана. Напомню, что при разговоре с ним в форме Нежити, он дает контракты на цепочку совершенно немотивированных, на первый взгляд, убийств, среди которых последним является как раз убийство Вестницы. Если остальные цели кажутся совершенно рандомными (торговец Гиллиган, картограф Кейл и изгнанник Фелкин, который очень хочет стать специалистом в магии Тьмы, но, похоже, не слишком в этом преуспевает), то вот Вестница является ключевым персонажем, от которого зависит очень многое, и сам Навлаан отмечает, что остальных людей можно убивать сколько угодно – погоды это не сделает, а вот если избавиться от нее, то это принесет ему покой.

Ключевая фраза здесь следующая:

«Говорят, что она последняя Хранительница Костра. Но говорят вообще многое» [3]

В альтернативной версии перевода:

«Говорят, что она последняя Хранительница Костра, хотя я не знаю, правда ли это» [4]

То есть, смысл несколько меняется, в отличие от английской версии он не отмахивается от идеи, что она действительно является Хранительницей, хотя и не уверен в этом. Личность (личности) Навлаана и его мотивы, в принципе, достойны отдельного разбора, но это оставим до лучших времен.

Далее — домыслы о будущих DLC

В «шахматную» теорию очень хорошо укладывается и финальный вопрос Vaati в видео, с которого начался этот пост. Благодаря DLC, мы знаем, что в DS2 одним из повторяющихся паттернов является наличие королевы рядом с каждым королем, которая манипулирует им в своих целях – целях, не имеющих ничего общего с его собственными, если не прямо противоположных. Спутницы, которая всегда на стороне своего короля, которая помогает ему делом и дает полезные советы. И потому логичен вопрос – не может ли быть, что Шаналотта является нашей же королевой как нового Монарха? И ограничиваются ли ее цели лишь разжиганием Первородного пламени?

Здесь следует вновь отметить несколько важных моментов.

  • Разжигание Первородного пламени, на что косвенно указывает диалог кошки Шалькуа в Маджуле и прямо – официальный гайд, является страшнейшим грехом, за который, в частности, казнит себя забытая грешница. Оба источника вполне конкретно говорят именно о разжигании пламени, а не попытке его воссоздать (что делала Ведьма Изалита в первой части);
  • Глаз Изумрудной вестницы, который скрыт волосами и может быть увиден только если смотреть на нее под определенным углом, сиреневого цвета. Из других существ, которые в игре обладают сиреневыми глазами, можно назвать стража Склепа нежити Агдейна, который хоть и нейтрален по отношению к нашему герою, но при этом тесно связан с Тьмой. Гетерохромия Шаналотты может быть связана с ее «драконьим» происхождением, но что если — с влиянием Тьмы на нее?
  • Наконец, напомню о ранее публиковавшемся мной посте об именах трех королев, которые могут быть связаны с будущими DLC – помимо Эланы, речь шла о Надалии (с которой мы, скорее всего, встретимся во втором эпизоде, посвященном Железному королю) и Альсанне – «молчаливом оракуле», которую логично связать с короной Слоновой кости. Дело в том, что слоновая кость из общего ряда выбивается – если рассматривать всех сестер-королев как осколки Мануса, то вырисовывается общий ряд: почти каждая из них ассоциируется с некоей негативной субстанцией. Нашандра – Тьма, Элана – грязь/яд/вода (в концепции Инь-Ян вода и тьма являются признаками «темного», женского начала), Надалия – железо (грубый металл, символ агрессии и жестокости). Почти каждая – потому что Альсанна ассоциируется со слоновой костью, и это очень странно, ведь слоновая кость традиционно связывается с чистотой и непорочностью. Добавлю, что вся история с королевами-потомками Мануса в целом намекает на концепцию некоего очищения, преобразования мира.

И здесь мы подходим к главному вопросу: возможно ли, с учетом всего вышеперечисленного, что частица Мануса живет и в Шаналотте? Это, конечно, чрезмерно «гаррипоттерично», но все же.

Здесь я сделаю небольшое отступление. Давайте вспомним, что нам известно о Манусе со слов принцессы Даск из DLC к первой части, если несколько раз с ней поговорить после ее спасения.

«Я все еще думаю об этом существе из Бездны, что напало на меня. Мои ощущения были далеки от ясных, но я очень хорошо чувствовала определенные эмоции… Сокрушительная тоска, забытая радость, чувство одержимости потерянной вещью и искренняя надежда вновь обрести ее… Могли ли эти мысли принадлежать чудовищу из Бездны? Но может, если это так, оно и не было чудовищем?..»

Если развить эту идею, то можно представить, что королевы-сестры все воплощают определенный аспект Мануса, его чувств, заражая ими тех, кто находится рядом с ними.

  • Нашандра – одержимость желаниями;
  • Элана – гнев, ярость (следует из описания души);
  • Надалия – я почти уверен, что гордыня и презрение к окружающим – именно эти качества погубили Старого Железного короля;

А вот с чем можно связать Альсанну – опять же вопрос. В диалоге Шаналотты, однако, проскальзывают постоянные упоминания о надежде.

«Жертва проклятья. Я всегда буду на твоей стороне. Пока надежда полностью не иссякнет».

В контексте того, что Альсанна выбивается из общего ряда в символическом смысле, можно рассматривать ее как королеву, чьим чувством является надежда. А можно рассматривать таким образом и саму Шаналотту, если принимать ее все же за нашу собственную королеву.

В первом случае под иссякнувшей надеждой можно иносказательно понимать бой с Альсанной (в духе той команды From, которая работает с Миядзаки, было бы сделать этот бой еще и избиением, причем таким, в котором она не была бы агрессивной и не защищалась — потому что иначе бы последнюю корону не удалось бы получить). Это хорошо укладывается в мысль о том, что после сбора всех корон должно произойти что-то интересное — вариантов здесь масса, от Шаналотты, превращающейся в уже совсем финального босса, до возрождения Мануса (что, в принципе, не будет сильно отличаться). Не в пользу этого варианта говорят интервью, в которых From упоминали, что проходить DLC можно в любом порядке.

Во втором случае, как мне кажется, конечной наградой окажется новая концовка и возможность ее выбора — хоть это и выглядит мелковато, и в конечном счете не слишком значимо для истории вселенной DS — циклы все равно будут повторяться. Если только… циклы не связаны с королевами-потомками Мануса и не сойдут на нет после их полного исчезновения из мира. Включая (или не включая) и героиню этого рассказа.

***

 Обещанный TL,DR. Изумрудная Вестница создана Алдией, Вендриком и Древним драконом как Хранитель Костра для Первородного пламени, однако не подошла на эту роль и взяла на себя обязанность направлять тех представителей Нежити, кто мог бы стать сменщиком Вендрика на королевском троне, на их пути. Ее интерес — только в том, чтобы Первородное пламя горело. При этом сама она находится где-то неподалеку от Древнего дракона, но ее воплощения свободно путешествуют по Дранглейку с помощью пера. Если забегать вперед и думать о будущих DLC, можно задуматься о том, что Альсанна — возможный босс, являющийся осколком Мануса, в третьем и последнем — может оказаться не настолько Темным персонажем, как ее сестры; сама же Шаналотта может быть вовсе не настолько невинна, как кажется.

***

Примечания

[1] The child of the dragon, sequestered away from the world, imagined a world of boundless possibilities from the mere sight of a feather.

[2] The dragon’s child who was incapable to learn anything but a life in imprisonment kept entrusting her longing for freedom to this simple feather that found it’s way here from an unknown place.

[3] They say she is the last firekeeper. But they say a lot of things.

[4] She is also said to be «the last firekeeper», I don’t know whether that’s true though.


Оставьте комментарий